
Яхта «Йоа»
Хорошо быть первооткрывателем! Особенно, если мечта о настоящих экспедициях и географических открытиях родилась еще в детстве. Собрал команду, загрузил в трюмы провизию, топливо и прочие припасы, и отправляйся покорять неизведанные земли.
Главное – правильно выбрать экспедиционное судно, способное дойти до цели, и тогда исследователь и его команда первыми увидят земли, на которые не ступала нога цивилизованного человека. Вот и Руаль Амундсен, собираясь отыскать загадочный Северо-Западный проход из вод Атлантики в Тихий океан, выбрал промысловый шлюп Йоа, превратил его в экспедиционную яхту и отправился в трехлетнее путешествие.
От промыслового шлюпа до экспедиционной яхты
Деревянная яхта Йоа была построена в 1872 году мастером корабельных дел Куртом Йоханнесеном Скаале. По совпадению судно, сделанное в норвежском городе Розендаль, стало ровесником будущего владельца Руаля Амундсена. Но изначально корабль проектировался как обычное промысловое судно для ловли сельди, коей так богата Норвегия. Первым хозяином яхты был моряк Ханс Кристиан Йоханнесен, назвавший свое приобретение в честь любимой супруги.
Плоское дно, небольшая посадка, скромные габариты, возможность управления небольшой командой и, главное, невысокая стоимость старого судна определили выбор Амундсена. Именно такая лодка идеально подходила для разведки в северных льдах.
Невзирая на возраст, яхта превосходно сохранилась и имела великолепные мореходные качества. Прежде чем отправиться на поиски забравшего много жизней Северо-Западного прохода и обогнуть Америку Амундсен, по совету Фритьофа Нансена, решил испытать яхту и проверить возможности команды.
Вернувшись из полярных широт, Амундсен отвел яхту на верфь в Тромс где отремонтировал и улучшил судно. При необходимости будущий первооткрыватель сам брался за инструменты и становился рядом с работниками. Следующий этап превращения Йоа из рыболовного судна в экспедиционную яхту прошел в Торнхеме.
Был изменен дизайн яхты, проведена оптимизация свободных мест. В Торнхеме сделали специальные бидоны для топлива и особые металлически ящики, обитые деревом, позволяющие с максимальной экономией места в трюме разместить продовольствие и экспедиционные материалы.
Вперед к неизведанным землям
Историческое плавание Йоа началось в июне 1903 года. Команда Амундсена получила благословение Нансена, и тайком под проливным дождем яхта выскользнула из гавани Христиании (нынешнее Осло). Почему тайком? Дело в том, что путешественник занял для снаряжения экспедиции много денег, а кредиторы, оценив реальные шансы на успех и возраст Йоа, потребовали немедленного возврата долгов, угрожая арестом яхты.
Арктическая экспедиция продолжилась весной 1904 года. Йоа из-за льдов не смогла покинуть бухту, но Амундсен сумел достигнуть Северного магнитного полюса Земли и изучит магнитное поле.
Огибая мыс Барроу, судно лишилось мачты, ее сломал штормовой ветер. Новую мачту для Йоа сделали на берегу Аляски. Плотник не взял с Амундсена денег, но не остался внакладе, распродав потом на сувениры кусочки оставшейся ему мачты.
Знаменитый музейный экспонат
Зачастую все исторические парусники имеют весьма интересную судьбу, но не всегда достойную «старость». Яхте Йоа повезло, после плавания Амундсен, испытывающий острую нехватку наличности, продал ее норвежскому землячеству Калифорнии. С 1906 по 1939 год легендарное судно находилось в свободном доступе в парке Голден-Гейт.
Ситуация изменилась только в семидесятых годах двадцатого века. Яхта наконец-то получила шанс попасть в морские музеи Скандинавии и окончательно «пришвартовалась» в Музее города Осло. Знаменитый экспедиционный корабль Амундсена опять был выставлен под открытым небом.
С целью сохранить ценную яхту для потомков руководство музея в 2012 году защитило ее большим куполом. Увидеть настоящую легенду могут все желающие.
Обсудить статью на форуме
Авторы статьи: Светлана
Метки: дизайн лодок 84 исторические парусники 29 морские музеи 8 парусные яхты 21 путешествие 243 яхта «Йоа» 1 легендарные яхты 15
Комментарии 0
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ И СТАТЬИ
Все статьи и новости-
13.03.2017 Дизайн
Есть на флоте такая традиция – называть корабли именами своих славных предшественников. 12 ноября 1703 года по приказу Петра I на Олонецкой верфи корабельным мастером К. Буреингом был заложен один из семи фрегатов для первой очереди русского Балтийского флота. Подробнее
-
01.03.2017 Дизайн
Может ли парусное судно быть одновременно элегантным и комфортным для пассажиров? Да, это вполне возможно. И более того такой парусник существует в реальной жизни, он покоряет морские просторы, на его борт поднимаются самые требовательные пассажиры. Подробнее
-
06.02.2017 Дизайн
Вот уже более века ученые и энтузиасты пытаются понять, куда пропала шхуна «Святая Анна», отправившаяся в арктическую экспедицию под предводительством Георгия Брусилова. Последнее путешествие было неудачным, судно бесследно исчезло с частью экипажа. Подробнее
-
07.09.2020 Дизайн
Парусные яхты даже в эпоху высокоразвитых технологий и сверхскоростных катеров и суперяхт остаются классикой в мире гонок и отдыха под парусами. Они не утрачивают своей привлекательности и всё также обретают новых и новых поклонников. Подробнее