НОВОСТИ И СТАТЬИ >
Дизайн


Шхуна «Святая Анна»

Шхуна «Святая Анна»

Вот уже более века ученые и энтузиасты пытаются понять, куда пропала шхуна «Святая Анна», отправившаяся в арктическую экспедицию под предводительством Георгия Брусилова. Последнее путешествие было неудачным, судно бесследно исчезло с частью экипажа.

Больше века не удается разгадать тайну незаконченной экспедиции «Святой Анны».

Четыре имени

Июльский день 1867 года ознаменовался для небольшого уэльского городка Пембрук-Док спуском очередного военного корабля, созданного для пополнения флота Великобритании. Парусно-паровая шхуна проектировалась по типу «Филомель», всего было заложено 26 судов, имеющих конструктивные особенности и дизайн нового типа.

История шхуны «Святая Анна»

Новенький корабль был оснащен паровой машиной, имел один винт, такелаж с парусами и четыре пушки. Военная шхуна имела водоизмещение 570 тонн и могла перемещаться со скоростью 5 узлов. Кораблю дали имя «Ньюпорт».

Новый корабль недолго пребывал в рядах английской флотилии, менее чем через год его «перевели» в статус экспедиционного и назначили капитаном Джорджа Нэрса. После чего «Ньюпорт» отправился в Средиземное море с целью проведения работ по измерению глубин при строительстве Суэцкого канала. Кстати, в ноябре 1869 года «Ньюпорту» выпала честь стать первым кораблем, прошедшим по Суэцкому каналу.

История путешествий щхуны «Святая Анна»

Новый вираж судьбы ожидал шхуну в 1881 году, корабль продали сэру Алену Юнгу. Ранее путешественник владел шхуной типа «Филомель», называвшейся «Пандора», на которой пытался совершить проходку по Северо-Западному проходу за одну навигацию. И в память об этом событии назвал новое приобретение «Пандора II», шхуна стала персональной яхтой Юнга.

Еще одним хозяином шхуны стал англичанин Либурн Пофам. Судовладелец провел ряд восстановительных работ и улучшил шхуну. Корпус укрепила тройная дубовая обшивка, была установлена новейшая паровая машина, увеличившая скорость корабля до 7,5 узлов. Обновленную шхуну назвали «Бленкатра».

Экспедиция на шхуне «Святая Анна» под руководством Брусилова

В 1890 году корабль отправился к Енисею. Экипаж под командованием Джозефа Виггинса занимался созданием баз с припасами для арктической экспедиции Нансена. Путешествия на «Бленкатре» к Новой Земле совершал шотландский исследователь Уильям Брюс. Сорокапятилетняя шхуна была вполне крепка и пригодна для дальних путешествий. В 1912 году ее увидел исследователь Георгий Брусилов. Заплатив 20000 рублей, он дал ей новое имя - «Святая Анна».

Последний рейс

Пришвартованная у Николаевского моста в Санкт-Петербурге «Святая Анна» отличалась простотой и изяществом линий, крепким такелажем с большим количеством парусов, и бочкой на грот-мачте. Георгий Брусилов мечтал провести свое судно, с гордо реющим российским флагом, через Северный морской путь. Поэтому перед отплытием он охотно общался с журналистами, всячески привлекая к экспедиции внимание общественности. 

Последнее путешествие шхуны «Святая Анна»

Все газеты обсуждали предстоящий поход и нахваливали прочность, защиту и оснастку шхуны. Описывали ее опыт плаваний в арктических водах. Также все восторженно перепечатывали историю шхуны, отмечая ее роль в экспедиции Нансена.

И вот «Святая Анна» после торжественных проводов покинула порт и отправилась в свое последнее плаванье. Во время остановок на борт шхуны поднимаются профессиональные охотники, последней свое место занимает медсестра Ерминия Жданко. Путешествие проходит в нормальном режиме, на шхуне царит прекрасное настроение, члены экипажа даже успевают отправить домой обнадеживающие письма.

Шхуна «Святая Анна» и её таинственное исчезновение во льдах

В октябре, подойдя к Ямалу, «Святая Анна» попадает в ледяную ловушку. Запасы на борту позволяют спокойно продержаться полтора года, так что повода для паники не было. Однако дрейфующие льды не спешили отпускать шхуну, увлекая ее на север. Весной 1914 года корабль находился в районе Земли Франца-Иосифа.

Часть экипажа решила добраться до суши по льдам, группу возглавил штурман Альбанов. Тринадцать человек, во главе с Брусиловым, остались на шхуне, продовольствия им хватило бы почти до конца 1915 года.

Тайна исчезновения шхуны «Святая Анна»

Одиннадцать человек выдвинулись в путь 23 апреля, это был последний раз, когда кто-либо видел «Святую Анну». Через три месяца моряки с судна «Святой Фока», проходившего мимо Земли Франца-Иосифа, взяли на борт Альбанова и матроса Конрада.

На поиски «Святой Анны»

Никакие новшества и возможности конца двадцатого века и технологии двадцать первого не помогли отыскать потерянное судно. Судьба «Святой Анна» и спустя сто лет не дает покоя, ведь она, как и другие исторические парусники, могла стать музеем, памятником отважным исследователям и мореплавателям.

Поиски пропавшей шхуны «Святая Анна»

В 2010 году на Землю Франца-Иосифа десантировалась поисковая экспедиция. Группу энтузиастов, работающую по программе «По следам двух капитанов», возглавил Олег Продан. В результате удалось найти останки неопознанного члена экспедиции Брусилова (на острове Святого Георга), дневник и личные вещи.

Последующие экспедиции на поиски шхуны и пропавших членов экипажа предпринимались в 2011, 2012 и 2013 годах. Были найдены несколько страниц из дневника моряка, предположительно принадлежавшего машинисту Владимиру Губанову, и части скелета. 

Затерявшаяся во льдах шхуна «Святая Анна»

Весной 2016 год была отправлена последняя экспедиция, разыскивающая исчезнувшую шхуну. Предполагалось, что поисковая экспедиция установит буи на месте начала дрейфа вмерзшей в лед «Святой Анны» и проследит за движением льдов в регионе, вычислив таким образов возможный маршрут пропавшего судна.

Такая идея появилась после изучения архивов авиационной станции с острова Рудольфа, датируемых 1937 годом. В одном из донесений сообщалось о неизвестном судне, плененном льдами. Однако Олегу Продану и его команде было не суждено раскрыть тайну исчезновения «Святой Анны». Из-за плохих погодных условий вертолет разбился возле острова Белый, погибли все присутствовавшие на борту люди.

Загадочное исчезновение шхуны «Святая Анна»

Море любит собирать трофеи и коллекционировать корабли. В его ловушки попадали корабли древних цивилизаций, средневековые армады, судна исследователей и легендарные яхты. Где-то в его запасниках хранится и «Святая Анна», не закончившая экспедицию и унесшая с собой все тайны. Но, может, наступит тот день, когда новые технологии и специалисты все же найдут остатки шхуны.



Обсудить статью на форуме

Авторы статьи: Светлана

Метки: исторические парусники 29 легендарные яхты 15 шхуна «Святая Анна» 1 путешествие 243 дизайн лодок 84

Понравилась статья? Поделись со своими друзьями

Комментарии 0

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Login via ProBoating

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ И СТАТЬИ

Все статьи и новости
  • 20.12.2016 Дизайн

    Яхта «Йоа»

    Хорошо быть первооткрывателем! Особенно, если мечта о настоящих экспедициях и географических открытиях родилась еще в детстве. Собрал команду, загрузил в трюмы провизию, топливо и прочие припасы, и отправляйся покорять неизведанные земли. Подробнее

  • 13.03.2017 Дизайн

    Бриг «Триумф»

    Есть на флоте такая традиция – называть корабли именами своих славных предшественников. 12 ноября 1703 года по приказу Петра I на Олонецкой верфи корабельным мастером К. Буреингом был заложен один из семи фрегатов для первой очереди русского Балтийского флота. Подробнее

  • 26.12.2016 Дизайн

    Парусник Royal Clipper

    Роскошный Royal Clipper является самым большим и быстроходным парусником на планете. Построили судно в 2000 году, а его прообразом стал великолепный корабль Preussen, рассекавший морские волны еще в начале XX столетия. Подробнее

  • 31.01.2017 Дизайн

    Фрегат «Штандарт»

    Есть ли у подростков 21 века шанс вырваться из безграничного мира Интернета и почувствовать себя пятнадцатилетним капитаном на настоящем фрегате, рассекающим волны в бескрайнем море? А есть ли у взрослых шанс реализовать детскую мечту? Подробнее