Барк «Крузенштерн»
Эти подтянутые рослые парни приковали взгляды тысяч гостей и жителей города: по старой русской традиции ровным и четким строем маршировали они по улицам Амстердама. Все, как один, в парадной черной форме при золотых аксельбантах, начищенной до блеска обуви и ослепительно белых фуражках.
Они не просто защитили честь своего судна - они в очередной раз подняли марку всего русского флота. Из толпы то и дело доносились восторженные оклики: "Ура!", "Русские!", «Крузенштерн» - молодцы!".
Так встречали жители города барк «Крузенштерн» - победителя трансатлантической гонки 2000 года Галифакс (Канада) — Амстердам (Нидерланды). Это лишь одна из многочисленных побед парусника-легенды, который пережил свою эпоху на десятки лет и ещё не собирается отдавать концы.
С легкой руки ребенка
История этого величественно-грациозного судна началась тогда, когда эра парусного мореплавания стала уступать место паровым судам. Теплоходы были дешевле в эксплуатации, обладали большей грузоподъемностью и не зависели от направления ветра, а значит приходили в порт точно по графику. Чтобы выдержать такую конкуренцию, необходимо было качественно новое поколение парусных судов. Ими стали винджаммеры – «выжиматели ветра» - гигантские парусники, соединившие в себе новейшие технологии и материалы тех времен и тысячелетние традиции парусного мореходства.
Одним из винджаммеров был и введенный в эксплуатацию в 1926 году барк, имя которому дала одиннадцатилетняя дочь одного из судовладельцев Кристина Лайеш. Твердой детской рукой разбила она бутылку шампанского о форштевень судна и звонким голосом провозгласила: «Называю тебя «Padua».Спущенное на воду в конце июня судно уже в августе отправилось в свой первый рейс. «Падуя» использовали для перевозки стройматериалов в страны Южной Америки, оттуда барк привозил фосфаты и селитру. Также осуществлялась торговля зерном с Австралией. Четыре трюма с твиндеками вмещали в себя 4000 тонн грузов.
Судно с первых же рейсов начало бить рекорды по скорости на разных маршрутах, десятки раз успешно огибало известный среди моряков своей дурной славой мыс Горн. Всего с 1926 по 41 год винджаммер совершил 17 рейсов, почти все они были трансокеанскими.После окончания Второй мировой по решению Потсдамской конференции «Падуя» перешла Советскому Союзу. В день передачи судна скончался его капитан, Юрген Юрс, влюбленный в морское дело до последнего вздоха.
В 1946 году на «Падуе» впервые подняли красный флаг и дали барку новое имя – «Крузенштерн», в честь адмирала Ивана Федоровича - выдающегося мореплавателя, ученого и учителя многих поколений русских моряков.
Пять долгих лет длился капитальный ремонт на барке, в результате которого он перестал быть типичным винджаммером. Дело в том, что в 1961 году на него установили два вспомогательных восьмицилиндровых дизеля мощностью по 800 л. с. в двухвальной установке, после чего экспедиционно-океанографическое судно «Крузенштерн» вместе с другими судами было направлено на исследовательские работы в Атлантике. Во всех рейсах принимали участие курсанты морских училищ. Во время существования Союза, барк применялся в рыбной промышленности, а в 1991 году «Крузенштерн» передали Калининградскому высшему инженерному морскому училищу. С тех пор парусник используется в учебных целях.Гигантский повелитель стихий
«Крузенштерн» является крупнейшим парусником мира, уступая только барку «Седов». Длина этого гиганта составляет 114,5 м, ширина - 14 м. Стальной, клепанный, корпус барка разделен на 8 отсеков водонепроницаемыми переборками. Две непрерывные палубы сохранили дизайн своей эпохи - они выстелены деревом.
Длина самой высокой их четырех мачт 55 м. Даже при полном штиле на палубе, на такой высоте всегда есть ветер, и мачта гуляет на 1,5-2 м в одну и другую сторону. Чтобы добраться до самого верха, матрос должен обладать определенной сноровкой, ловкостью и, конечно, смелостью.Зато преодолевший этот путь будет вознагражден: палуба сверху кажется чайным блюдцем с мурашками-людьми, а вокруг только небо, ветер и море. Непередаваемое чувство свободы и полета овладевает поднявшимся наверх моряком так, что возвращаться на палубу не хочется.
Общая площадь парусов барка составляет более 3,5 тыс. кв. м. Управляться с ними входит в обязанности экипажа в составе 70 человек и еще 200 человек курсантов, которые проходят морскую практику на судне.Парусник настолько велик, что в лабиринте невидимых глазу посетителей помещений легко можно заблудиться. Чтобы избежать курьезных ситуаций, новички тщательно изучают строение винджаммера и всю связанную с ним терминологию.
Ежегодно барк «Крузенштерн» принимает участие в международных парусных регатах, где исторические парусники состязаются между собой в скорости, сплоченности экипажей и умении выходить из трудных ситуаций.На счету винджаммера десятки побед и установленных рекордов, русские моряки известны по всему миру как ловкие и умелые повелители стихий. Для экипажей других судов большая честь принять на свой борт курсантов с «Крузенштерна», поскольку обмен опытом бесценен в морском деле.
Конечно, не обходится и без курьезов: в 2014 году в Дании «Крузенштерн» ненароком потопил местный буксир, который помогал ему выйти из акватории Эсбьерга, а годом позднее повредил бушпритом два корабля береговой охраны порта Рейкьявик.Путешествия на паруснике «Крузенштерн» навсегда меняют жизни молодых парней, которые решили посвятить себя морю. Еще долго шум парусов над головой будет жить в их памяти, напоминая о романтике и сложностях морских приключений.
Обсудить статью на форуме
Авторы статьи: Светлана
Метки: исторические парусники 29 барк «Крузенштерн» 1 винджаммеры 3 дизайн лодок 84
Комментарии 0
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ И СТАТЬИ
Все статьи и новости-
24.06.2016 Дизайн
Дословно «винджаммер» можно перевести как «выжиматель ветра», но в мореходстве этот термин получил определение крупнейших за всю историю человечества парусников, отличившихся размерами и быстроходностью. Подробнее
-
26.12.2016 Дизайн
Роскошный Royal Clipper является самым большим и быстроходным парусником на планете. Построили судно в 2000 году, а его прообразом стал великолепный корабль Preussen, рассекавший морские волны еще в начале XX столетия. Подробнее
-
29.05.2017 Дизайн
Среди самых знаменитых в мире яхт есть одна, история появления которой во многом определила развитие всей отрасли. Это шхуна «Америка», построенная для участия в регате под названием «Кубок 100 гиней». Подробнее
-
03.01.2017 Дизайн
Вот удивительно, как обычный для нас повседневный продукт сумел отказать влияние на развитие кораблестроения. Да, самый обычный чай, импортируемый из Индии и Китая в европейские страны, стал причиной развития быстрых судов, именуемых чайными клиперами, и появления чайных гонок. Подробнее