НОВОСТИ И СТАТЬИ >
Дизайн


Традиционные лодки: пиниси

Традиционные лодки: пиниси

При путешествии по морским просторам Индонезии нередко можно повстречать красивые классические шхуны. Это традиционные индонезийские лодки – пиниси.

Некогда бывшие рыбацкими лодками, теперь они чаще всего представляют собой изящные круизные парусники с индонезийским колоритом, но не лишённые всех благ современности.

Индонезийские шхуны

Пиниси изначально создавались как суда для продолжительных путешествий. Под парусами этих двухмачтовых шхун жители Индонезии достигали берегов Бирмы, Филиппин и Вьетнама, и даже доходили до австралийского континента. Некоторые историки полагают, что пиниси могли достигать и побережья Мадагаскара. 

Традиционные индонезийские лодки - пиниси

На борту этих лодок торговцы отправлялись в Сингапур и Малакку, везя с собой столь ценный товар как сандаловое дерево и различные специи. О том, насколько были и остаются важны для жителей Индонезии эти лодки, красноречиво свидетельствует наличие изображения пиниси на банкноте в 100 рупий.

Традиционные пиниси - одни из наиболее популярных чартерных парусников в Индонезии

Сейчас традиционные пиниси чаще всего можно заприметить в гавани Сунда Келапа (порта Джакарты), на пристанях Сурабая и на водных просторах национального парка Уджунг-Кулон. Помимо того, что эти лодки часто используются как круизные суда для путешествий по наиболее интересным местам Индонезии (к примеру, для посещения парка Комодо), они не утратили своей первоначальной актуальности в сфере грузоперевозок по просторам этого островного государства.

Пиниси обычно используются в Индонезии и для дайв-сафари

Также используются эти традиционные лодки и для индонезийских дайв-сафари, а ведь для дайвинга здесь просто роскошные условия. Круизы на пиниси дарят незабываемые ощущения путешествия в историческое прошлое этой островной страны.

Традиции создания пиниси

Лучшие кораблестроительные традиции были переняты жителями Индонезии от голландцев. Поэтому не удивительно, что традиционная лодка пиниси во многом напоминает классические средневековые шхуны (в частности, европейские пинассы, от которых, как полагают, даже было позаимствовано и название).

Но заметно и влияние восточных корабелов, особенно в очертаниях корпуса, который напоминает традиционные арабские доу. Поэтому можно сказать, что пиниси – идеальное сочетание лучших восточных и западных кораблестроительных традиций.

Традиционные индонезийские пиниси - особенности конструкции

Если говорить о современном судостроении традиционных индонезийских лодок, то лучшие мастера-корабелы встречаются на острове Сулавеси. Они до сих пор создают свои лодки без каких-либо чертежей, руководствуясь передаваемыми из поколения в поколение основами местного судостроения. Как дань новым веяниям на традиционных пиниси теперь всё чаще встречаются моторы, а по уровню комфортабельности эти суда уже мало в чём уступают современным парусно-моторным яхтам.

Создание парусника пиниси

Для создания корпуса традиционной пиниси индонезийские кораблестроители (по-местному их именуют пунггава) обычно используется разновидность т.н. железного дерева - kayu besih. Шпангоуты таких парусников выполняются из местной разновидности красного дерева, а палуба – из тика.

Индонезийская пиниси

Длина корпуса стандартной пиниси обычно варьируется в пределах 20-35 м, а водоизмещение таких лодок составляет до 350 тонн. Мачты этой индонезийской шхуны могут достигать в высоту до 30 м и обычно оснащаются косыми парусами.

Также выделяют две основные разновидности пиниси. Лодки с прямой кормой и оснащённые двигателем именуют ламбо, а небольшие по сравнению с ними суда с искривлённой кормой называются пэлери.

Особенности конструкции традиционной индонезийской пиниси

Стоимость создания такой лодки может варьироваться и составлять порядка 130 тысяч евро. Но те, кто сталкивался с заказом постройки традиционной индонезийской шхуны на верфях Индонезии, уверяют, что стоимость чаще всего даже в несколько раз выше, а указанные сроки создания нередко растягиваются на продолжительное время. Несмотря на такие нюансы, число желающих заказать пиниси на индонезийских верфях нисколько не уменьшается.

«Крещение» пиниси

При закладке основы пиниси имеет место любопытная традиция, корни которые уходят в давние обычаи индонезийских аборигенов. На киле будущей лодки размещается особое ритуальное блюдо – онде-онде, среди ингредиентов которого преобладают рисовая мука, кокосовая стружка и пальмовый сахар.

Индонезийский деревянный парусник - пиниси

В сыром виде это блюдо тонет в воде, а в отваренном – остаётся на водной поверхности. Поэтому считается, что такая дань традициям прошлого позволит судну долгое время удерживаться на плаву. Среди таких ритуальных подношений присутствуют и бананы. Считается, что они дарят лодке долговечность.

Традиции крещения индонезийской пиниси

Всё это сопровождается жжением особых специй, которые привозятся из Мекки. Как уверены жители Индонезии, эти благовония выдворят с пиниси через отверстие в киле всех злых духов. С этой же целью в киль также втирается капля крови курицы и петуха, а кусочек киля непременно срезается и выбрасывается в море, чтобы корабль смог «привыкнуть» к морской стихии.

Пиниси - традиционная индонезийская шхуна

Весь этот своеобразный ритуал крещения судна по-индонезийски завершается молитвой, в которой корабелы просят удачной судьбы для своей лодки и чтобы все, кто отправляется на ней в море, всегда благополучно возвращались домой. А при спуске на воду непременно должен присутствовать хозяин верфи, на которой создавалась пиниси.




Обсудить статью на форуме

Авторы статьи: Светлана

Метки: дизайн лодок 84 Индонезия 5 пиниси 1 традиционные лодки 8

Понравилась статья? Поделись со своими друзьями

Комментарии 0

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Login via ProBoating

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ И СТАТЬИ

Все статьи и новости
  • 05.08.2017 Дизайн

    Традиционные лодки: лонгтейлы

    Традиционные тайские лодки обладают оригинальной удлинённой конструкцией, за что и получили своё название – лонгтейл, что в переводе с тайского означает «длинный хвост». Подробнее

  • 13.07.2016 Дизайн

    Традиционные лодки: драккары

    Среди традиционных лодок можно выделить как те, что до сих пор эксплуатируются (причём чаще всего как развлечение для желающих экзотики туристов), так и те, что канули в Лету, но возрождаются режиссёрами исторических кинолент и любителями реконструкций прошлого. Подробнее

  • 13.01.2016 Дизайн

    Традиционные лодки: джонка

    У разных народов существуют свои оригинальные традиционные лодки. В странах Персидского залива это изящные доу, в Средиземноморье – элегантные гулеты, в Таиланде – длиннохвостые лонгтейлы, а у китайцев такой лодкой издавна является джонка. Подробнее

  • 11.08.2016 Дизайн

    Традиционные лодки: дхони

    Традиционные лодки в современном мире чаще служат экзотическим развлечением для туристов, чем используются по своему первоначальному назначению. Подобная участь постигла арабские доу, тайские лонгтейлы и китайские джонки. Подробнее